Жбанниковская глиняная игрушка-свистулька
«Электронекрасовка» проводит ревизию народной и кустарной детской игрушки. В новом материале — жбанниковская глиняная игрушка-свистулька.
Местом возникновения жбанниковской игрушки считается агломерация деревень Городецкого района Нижегородской области — Жбанниково, Роймино, Рыжухино, Мошкино, Язвицы и других.
Современный вид игрушки-свистульки сформировался в 1930-е годы, при этом, по всей видимости, игрушки в этих местах лепили и раньше, о чём свидетельствуют находки зооморфных свистулек, датируемых XIII веком.
Конь. Петух. 1933. Жбанниково. Автор Л. Потатуев
Широкую известность и современные формы жбанниковская игрушка обрела благодаря мастеру Лариону Потатуеву (1912–1941). Фигурки Потатуева несколько увеличены в размерах, тяжеловаты по пропорциям. У них выразительный чёткий силуэт с подчёркнутой могучей грудью и плавной линией спины, сходящей постепенно к длинному коническому концу — свистульке.
Свистульки. 1930-е. Жбанниково. Автор Л. Потатуев
В целом особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основах.
Сюжет
Основной сюжет игрушки — звери и птицы, к 1930-м годам это ещё и человеческие типажи (солдаты, музыканты, охотники и т.д.).
Мальчик с балалайкой. Охотник. 1933. Жбанниково. Автор Л. Потатуев
Игрушка не копирует свой прототип, а представляет собой сказочно-фантастическое воплощение образа. Точность отдельных деталей не делает его обыденным, а сказочность не уводит слишком далеко от реальности.
Материал и технология
Традиционно игрушку создавали из небольшого куска глины, не добавляя никаких дополнительных деталей. Первым делом лепили тело — камеру будущего свистка. Затем вытягивали небольшие конусообразные ножки, делали проколы для свиста деревянной палочкой и заканчивали формированием головы.
Раскраска
После обжига каждую фигурку расписывают звонкими эмалевыми красками — в красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий цвета.
Туловище игрушки покрывается сплошным слоем краски одного цвета. Рога, уши, копытца, а у птиц — гребешки и кончик хвоста-свистка серебрятся алюминиевой краской. Затем на игрушку тычком наносится несколько пятен эмалевой краской другого цвета.
Роспись игрушки могла отличаться авторским подходом, так Ларион Потатуев окрашивал свистульки оранжевой, тёмно-вишнёвой или чёрной эмалью, а по ней, как по фону, наносил ряды и полосы так называемых «тропочек-дорожек». Этот приём был широко распространён в городецкой росписи на прялках и коробах.
Свистульки. 1973. Неизвестный автор
Для нанесения узоров Ларион использовал губчатый штампик из дождевого гриба. Его обмакивали в краску и отпечатывали на поверхности игрушки ряды или пятна. Рога, морды и уши зверей окрашивались в белый, жёлтый или синий цвет.
Свистульки. 1970. Рыжухино. Автор П. Тимофеева
В сочетании с глубоким тёмным фоном и прерывистыми полосами, нанесёнными штампиком, дрожание и прерывистость узоров придавали игрушкам Потатуева оттенок взволнованности.
Своей раскраской жбанниковская игрушка обнаруживает тесные взаимосвязи с другими видами народных промыслов, в частности с городецкой росписью.
Свистульки. 1970. Рыжухино. Автор П. Тимофеева
Сегодня игрушка как промысел продолжает развиваться в Городецком районе, а мастера по-прежнему экспериментируют с типажами, формой и раскраской.
***
Источники
— И. Богуславская. «Русская глиняная игрушка». 1975
— Г. Блинов. «Чудо-кони, чудо-птицы». 1977
— Г. Дайн. «Русская народная игрушка». 1981
***
Больше про книги и интересные находки вы найдете в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!