Князьки. Тульская городская игрушка

«Электронекрасовка» проводит ревизию народной и кустарной детской игрушки. В новом материале тульская городская глиняная игрушка, известная также как «князьки».

Несмотря на относительную современность, про тульскую городскую игрушку известно немного — предположительно, её придумали в 1830–1870-х годах мастера филимоновской глиняной игрушки, осевшие в Туле. Одно из первых визуальных свидетельств этих игрушек — рисунки «мирискусника» Вадима Фалилеева во втором номере журнала «Аполлон» за 1912 год.

Барыни под зонтиками. Вторая пол. XIX в. Слобода Большие Гончары под Тулой. Белая глина, роспись.

Барыня под зонтиком. Вторая пол. XIX в. Слобода Большие Гончары под Тулой. Белая глина, роспись.

Основной сюжет тульской игрушки можно охарактеризовать как праздный городской мир глазами кустарного мастера. Среди героев нехарактерные для кустарной игрушки городские персонажи — разодетые барыни, няни, кормилицы, военные, дамы и монахи, получившие общее ироничное название «князьки». Ещё одна особенность игрушек — вытянутая, «долговязая» форма. Фигурки традиционно фронтальные, но проработаны со всех сторон.

Монахиня. Вторая пол. XIX в. Слобода Большие Гончары под Тулой. Белая глина, роспись.

У тульских игрушек два типа лица: одно — сдержанно гротескное, рисованное на гладкой поверхности, иногда с едва заметным носом, выполненное чёрными линиями и точками; другое, у больших игрушек, выполнено с соблюдением анатомических пропорций. Обе формы головы изготовлялись отдельно в специальных формах, а затем прикреплялись к вылепленному вручную туловищу. В основу туловища и других тонких деталей вставлялась проволока.

Наездница. Вторая пол. XIX в. Слобода Большие Гончары под Тулой. Белая глина, роспись.

Основные цвета росписи — сиреневый, палевый, розовый, серый, зелёный и голубой. Роспись наносилась на фигурку, предварительно покрытую белым грунтом. Раскраска в основном декоративна и не играет роли самостоятельного орнамента, характерного для кустарной и народной глиняной игрушки других регионов.

Барыни. Вторая пол. XIX в. Слобода Большие Гончары под Тулой. Белая глина, роспись.

Барыни. Вторая пол. XIX в. Слобода Большие Гончары под Тулой. Белая глина, роспись.

Кормилица. Вторая пол. XIX в. Слобода Большие Гончары под Тулой. Белая глина, роспись.

Доярка с коровой. Вторая пол. XIX в. Слобода Большие Гончары под Тулой. Белая глина, роспись.

Дама с ребенком. Вторая пол. XIX в. Слобода Большие Гончары под Тулой. Белая глина, роспись.

Барыни. Вторая пол. XIX в. Слобода Большие Гончары под Тулой. Белая глина, роспись.

Барыня. Вторая пол. XIX в. Слобода Большие Гончары под Тулой. Белая глина, роспись.

Барыня. Вторая пол. XIX в. Слобода Большие Гончары под Тулой. Белая глина, роспись.

Всадник. Вторая пол. XIX в. Слобода Большие Гончары под Тулой. Белая глина, роспись.

 Танцующая пара. Вторая пол. XIX в. Слобода Большие Гончары под Тулой. Белая глина, роспись.

Дама. Вторая пол. XIX в. Слобода Большие Гончары под Тулой. Белая глина, роспись.

Дама. Вторая пол. XIX в. Слобода Большие Гончары под Тулой. Белая глина, роспись.

Кормилица с ребенком. Вторая пол. XIX в. Слобода Большие Гончары под Тулой. Белая глина, роспись.

Барыни с зонтиками. 1880–1890

После Октябрьской революции создание тульской городской игрушки с чуждыми новому времени буржуазными героями и праздными сюжетами было прекращено, и возрождено только в 1980-е годы по мотивам немногочисленных оставшихся фигурок.

Источники

Александр Бенуа. «Игрушки». Журнал «Аполлон», № 2, 1912.
Николай Бартрам. «О возможности возрождения в игрушке народного творчества». Журнал «Аполлон», № 2, 1912.
Николай Церетелли. «Русская крестьянская игрушка». 1933.
— Ирина Богуславская. «Русская глиняная игрушка». 1975.

***

Больше про книги и интересные находки вы найдете в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!