Полкан, полканиха и медвежахи. Каргопольская глиняная игрушка

«Электронекрасовка» проводит ревизию народной и кустарной детской игрушки. В новом материале — каргопольская глиняная игрушка.

Местом возникновения каргопольской игрушки являются окрестности города Каргополя Архангельской области.

Исторически мастера сёл Ананьино, Гринёво, Печниково и других поселений, расположенных вблизи торговых путей, в межсезонье занимались лепкой и продажей хозяйственной посуды и простых игрушек — «бобков», которые к началу XX века трансформируются, усложняются и становятся «классической» каргопольской игрушкой.

Сюжет

Сюжетные персонажи каргопольской игрушки менялись со временем — в основном это сцены из сельской и городской жизни, фигурки людей и животных. Самый популярный и узнаваемый персонаж — Полкан, мифический полуконь-получеловек с окладистой бородой, иногда в орденах. Встречаются и другие сказочные и фольклорные герои — птица Сирин и двухголовый конь.

У.И. Бабкина. Крестьянин. Крестьянка. 1972

И.В. и Е.А. Дружинины. Крестьянка с младенцем. Крестьянка с муфтой. Конец 1930-х

И.В. и Е.А. Дружинины. Крестьянки с младенцами. 1947

 И.В. и Е.А. Дружинины. Парень с медведем. 1937

***

Материал и технология

Традиционно изготовлением глиняного скарба и игрушек занимались в перерывах между сельскохозяйственными работами. Глину заготавливали в окрестностях, работали в небольших избах — «зимниках». Просушив глину, заливали её кипятком и несколько дней мешали, затем выкладывали на пол и мяли ногами до тех пор, пока она не становилась тягучей, выбирая попадавшийся мусор. Затем резали на полосы и из этих кусков лепили посуду, а из остатков игрушки. Готовые изделия два дня сохли, а затем обжигались в печи.

 С. Е. Дружинин. Крестьянка с пирогами. Крестьянка. 1966

С.Е. Дружинин. Гармонист на коне. 1967

С.И. Рябов. Барышня. Всадница на двуглавом коне. Барышня с птицами. 1977

К.П. Шевелева. Медвежахи. 1970–1973

***

Раскраска

Первоначально игрушки, как и посуду, не разукрашивали, а погружали после печи в раствор овсяной или гороховой муки, в результате чего жидкость пригорала на изделиях причудливыми тёмными пятнами, разводами и узорами. В начале XX века декор усложняется, появляется цветная роспись с приглушённой цветовой гаммой и преобладанием розовых, зелёных, синих, жёлтых, оранжевых и красных красок. Применяются три приёма росписи — сплошная окраска отдельных частей, комбинация из пятен и сочетание прямых и волнистых линий и штрихов в виде своеобразного геометрического узора. В нём повторяются мотивы дерева, ветвей, листьев, красно-оранжевых кругов и крестов.

 Д.В. Шевелев. Полканы со всадниками. 1970-е

И.В. и Е.А. Дружинины. Баба с птицами. 1947

У.И. Бабкина. Полкан. 1969

И.В. и Е.А. Дружинины. Лось со ступой. Баран с птицей. 1935

После революции 1917 года спрос на посуду и игрушки угасает, но их изготовление сохраняется до нашего времени в виде семейного промысла.

У.И. Бабкина. Свистульки: Птицы Сирин. Утушка. 1960

У.И. Бабкина. Полканиха. Полкан. 1968

***

Источники
— Г. Дурасов. «Каргопольская глиняная игрушка». 1988
— И. Богуславская. «Русская глиняная игрушка». 1975
— Г. Блинов. «Чудо-кони, чудо-птицы». 1977
— Г. Дайн. «Русская народная игрушка». 1981

***

Больше про книги и интересные находки вы найдете в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!