Мосты и набережные: история и архитектура. Шесть книг про московские мосты

Провели ревизию оцифрованных фондов, посвящённых московским мостам, и выбрали шесть изданий про уже снесённый Всехсвятский каменный мост, мосты, появившиеся после реконструкции Москвы в 1930-х годах, набережные и городскую повседневность, связанную с этими переправами.

***

Русские достопамятности. Выпуск 2. Каменный мост в Москве

1862 год

Брошюра посвящена Всехсвятскому каменному мосту, возведённому в конце XVII века и ставшему первым постоянным каменным мостом через Москву-реку. В 1850-х годах мост был снесён.

О сносе моста

«Сколькихъ стоило усилій и иждивеній, чтобы сломать этотъ двухъвѣковый памятникъ! Самою трудностью сломки доказывалась прочность его кладки и доброго матеріала, изъ коего только одной части достаточно было на постройку огромнаго дома. Московскіе жители съ любопытствомъ и съ сожалѣніемъ сбирались смотрѣть на разрушеніе этого моста, который долго почитаемъ былъ одною изъ диковинокъ не только древней столицы нашей, но вообще и всей Россіи».

Читать

***

Мосты новой Москвы

1939 год

В книге «Мосты новой Москвы» 1939 года архитектор Борис Михайлов рассматривает московские мосты не только как инженерные сооружения, но и как произведения архитектуры и часть городского ландшафта. Михайлов подробно описывает историю строительства мостов в столице, их реконструкции в 1930-е годы и рассказывает про мировые практики мостостроения.

«Мосты принадлежат к наиболее видным сооружениям города. Вид на мост открывается и с реки, и с набережной, и со стороны проезжего полотна. И решая задачу архитектурного оформления городских мостов, следует учитывать все возможные точки зрения и стремиться к созданию сооружения, созерцание которого с любой точки даст прекрасное зрелище. Задача эта трудна, но благодарна».

Читать

***

Мосты и набережные столицы

1938 год

Книга «Мосты и набережные столицы», изданная в 1938 году, рассказывает, как должны измениться мосты и инфраструктура водных путей столицы согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года.

«Около семи километров набережных было реконструировано в 1933–1934 годах. В 1935 году были построены набережные: Фрунзенская, Кропоткинская, Берсеневская, Крымская, Смоленская, имени Горького, Кожевническая, Болотная, Кадашевская, Озерковская, Садовническая и частично Дорогомиловская, Бережковская, Саввинская, Крутицкая. В это же время были построены 2 километра набережных около устья Яузы.

В 1936 году были одеты в гранит расположенные в фабричных районах набережные: Дербеневская, Павелецкая, Тульская, Крутицкая и другие. В том же году ветхие песчаниковые набережные у Кремля и Китай-города были заменены монументальными из светло-серого гранита. Строители выполнили эту работу за 75 дней».

Читать

***

Набережные Москвы

1935 год

Архитектор Пётр Гольденберг и инженер Лев Аксельрод в книге «Набережные Москвы» рассказывают про архитектуру и конструкции набережных столицы, от возникновения города до генерального плана реконструкции Москвы 1935 года.

«Всего старая Москва имела 3908 м благоустроенных набережных, при общей длине береговой линии в городе, равной 40 км (в старых границах города). Остальные речные берега в лучшем случае имели булыжную одежду (20% набережных), да и то, если её отсутствие угрожало катастрофой. Прочие же речные берега оставались в естественном виде. Река стала рассматриваться, как помеха, и была сделана даже попытка отделаться от Яузы, заключив её в трубу».

Читать

***

Новые московские мосты

1938 год

Сборник посвящён окончанию строительства новых московских мостов по генеральному плану реконструкции Москвы 1930-х годов. Согласно плану, в столице должно было быть построено 10 новых мостов и проведена реконструкция трёх мостов.

«Новые мосты имеют ширину 40 м (за исключением Крымского, ширина которого принята в 38,5 м). Из них ширина проезжей части составляет 34 м с двумя тротуарами по 3 м.

Такая ширина обеспечивает часовую пропускную способность в 8000 автомобилей, 120 трамвайных составов (по двум трамвайным путям) и 8000 пешеходов.

Общей конструктивной особенностью всех мостов является перекрытие реки одним пролётом (за исключением реконструированного Ново-Спасского моста, имеющего 3 пролёта). Здесь архитектурные соображения и необходимость пропуска волжских судов полностью совпали. Подмостовый габарит по высоте составляет 8,6 м.

Кроме речных пролётов, новые мосты (в том числе и Ново-Спасский) имеют также береговые пролёты, которые перекинуты над набережными и создают, таким образом, пересечение движения по мостам и по набережным в разных уровнях.

Подходы к мостам (за исключением Крестовского путепровода) построены в виде эстакад, внутреннее пространство которых будет использовано для городских коммунальных нужд.

Все мосты имеют гранитные лестничные сходы на набережные, по два схода на каждом берегу».

Читать

***

Архитектура москворецких и яузских мостов

Альбом-папка состоит из 78 фотографий московских мостов, без единой подписи (неизвестен даже точный год издания), так что разглядывание фотографий становится увлекательным краеведческим квестом.

Читать

***

Больше про книги и интересные находки вы найдете в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!