Резной убор старинных русских кораблей
В рубрике «Электроархив» мы републикуем знаковые статьи и материалы об искусстве, архитектуре, истории и культуре из оцифрованных изданий «Электронекрасовки».
Старинные русские корабли, фрегаты, яхты, боты, обильно украшенные рельефной резьбой по дереву, нередко были подлинными произведениями искусства, в которых архитектурные и декоративные формы гармонично сочетались в одно художественное целое.
Великолепное зрелище представляли собой такие суда с пышной резьбой, блистающей позолотой и яркими красками, когда они шли под распущенными парусами, плавно рассекая волны своими красиво изогнутыми резными носами.
Традиции корабельной резьбы уходят в далекое прошлое. Судоходство было с давних времен хорошо известно на территории России. При археологических раскопках в Новгородской области были найдены долбленые челны древних славян и большие дощатые ладьи новгородцев Х века. В былинах сохранилось несколько поэтических описаний убранства старинных судов.
Однако дошедшие до нас свидетельства современников о резном декоре русских кораблей относятся уже к значительно более позднему времени. Так, английский купец Джером Горсей, попавший в середине XVI века в Россию, описывая виденный в Вологде флот царя Ивана Грозного, говорит, что на его кораблях, «поражавших величиной, красотой и странной отделкой», были резные «изображения львов, драконов, орлов, слонов и единорогов, так отчетливо сделанных и так богато украшенных золотом, серебром и богатой живописью».
Резной фриз галеры «Тверь». 60-е годы XVIII века
Во второй трети XVII века в России появляются отдельные суда, выполненные по западноевропейскому образцу. Так, в 1635 году близ Нижнего Новгорода был построен корабль «Фридрих», несколько лет плававший по Волге. Его изображение, так же как и другого корабля европейского типа — «Орла», построенного в 1668 году в селе Дединове, близ Коломны, русскими и иностранными корабельными мастерами, можно видеть в сочинениях Олеария.
Как «Фридрих», так и «Орел» были украшены деревянной резьбой с орнаментальными и сюжетными композициями, но судить о ее характере по дошедшим до нас рисункам трудно.
Сохранился, однако, очень интересный образец украшенного резьбой судна того времени — это знаменитый ботик Петра I, так называемый «дедушка русского флота». По изысканиям, проведенным научным сотрудником музея Военно-морского флота А. Н. Головачевым, он строился в 1668 году в селе Дединове вместе с кораблем «Орел» и другими судами. Весьма вероятным является предположение, что отделка судов была близка по своему характеру к декоративному убранству ботика. Его борта покрыты росписью — мотивом ритмически повторяющихся растительных завитков, а корма украшена резьбой невысокого рельефа. Последняя представляет собой сюжетную композицию с фигурой святого, данной в обрамлении из растительного орнамента и завершающейся двумя крупными львиными масками. Вся резьба отличается выразительностью своих форм.
Анализ этого резного декора дает основание предполагать, что он был также выполнен совместно русскими и иностранными мастерами. Так, многие мотивы резьбы, как, например, композиция из крупных листьев аканта и волютообразных завитков на завершении или плывущий по волнам кораблик, встречаются и в других областях русского декоративного искусства того времени, тогда как чисто условная орнаментальная трактовка львиных масок характерна скорее для творчества западноевропейских мастеров.
Лев. Фрагмент резьбы судна Петровской флотилии в Переяславле-Залесском. Конец XVII—начало XVIII
О своеобразном характере русской корабельной резьбы конца XVII — начала XVIII века можно судить по нескольким сохранившимся фрагментам резных украшений судов флотилии, построенной Петром I в Переяславле-Залесском.
Из них особенно интересны две большие (к сожалению, не полностью сохранившиеся) львиные головы, решенные в горельефе, переходящем в круглую скульптуру. Они представляют собой великолепный образец монументально-декоративной резьбы в стиле барокко, полной необычайной экспрессии и образной выразительности, переданной сочно и живописно. При этом художественный эффект достигается здесь самыми простыми лаконичными средствами.
Вся резьба выполнена четкими, крупными срезами, без мелких деталей, благодаря чему она прекрасно воспринимается не только вблизи, но и с далекого расстояния.
Широко развернувшееся в первой четверти XVIII века строительство русского флота сочеталось с блестящим расцветом корабельной резьбы. К ее выполнению Петр I привлек прекрасных резчиков московской Оружейной палаты.
Для обслуживания нужд корабельного строительства указом от 1721—1722 годов около Петербурга на Охте было создано целое новое поселение плотников, столяров и резчиков, находившихся в ведении партикулярной верфи.
Модель корабля «Андрей Первозванный». Корма. 1758
Собранные с разных концов России, охтенские резчики принесли с собой в корабельную резьбу не только определенные технические навыки, но и своеобразные художественные традиции, сложившиеся в разных краях русской земли. Они освоили также западноевропейские приемы этого искусства, получившие в их работах самобытное претворение.
Наряду с резчиками большая роль в истории развития резного декора судов XVIII века принадлежала и корабельным мастерам, чье творчество в этой области, к сожалению, ещё никогда не служило предметом специального исследования.
Придавая огромное значение развитию русского флота, Петр I пригласил на службу в Россию опытных корабельных мастеров-иностранцев, прикрепил к каждому из них русских учеников, послал 50 человек в Англию, Голландию, Венецию и другие страны для обучения корабельному искусству. Многие из них, как, например, Ф. Склявин, впоследствии стали прекрасными корабельными мастерами. В обязанности таких мастеров входила не только постройка судов, но и выполнение проектных чертежей.
Автору удалось найти довольно много подлинных чертежей XVIII века с изображением судов, украшенных богатым резным декором. Под ними, как правило, ставилась подпись: «сей чертеж сочинил корабельный мастер...».
Иногда сверху имеется также резолюция: «по сему чертежу построить один корабль». Изучение этих чертежей подтверждает мысль о том, что не только конструктивная форма судна, но и его резное убранство проектировались чаще всего самими корабельными мастерами, великолепно умевшими согласовать общее построение мотивов резного декора с архитектурными формами корабля.
Ботик Петра I. Резьба на корме. 1668
Наряду с чертежами корабельные мастера делали нередко и модели судов, хранившиеся в организованной при Адмиралтействе в 1709 году моделькамере. Петр I даже установил специальный регламент, согласно которому: «Когда какой корабль отстроят, то надлежит приказать тому мастеру сделать половинчатую модель на доске и оную купно с чертежом, по спуске корабля отдать в коллегию Адмиралтейскую».
Сохранившиеся старинные модели судов ещё в большей степени, чем чертежи, представляют и сами по себе значительную художественную ценность.
Особенно богатым резным убранством отличались суда петровского времени, причем выработанные тогда своеобразные формы резных украшений повторялись в различных вариантах вплоть до второй половины XVIII века.
Нос судна оформлялся в виде скульптурного изображения обычно стоящего на задних лапах льва с разинутой пастью и развевающейся гривой. Огромная голова зверя не соответствовала по своим размерам его небольшому туловищу, но была прекрасно согласована с масштабами всей носовой части корабля, эффектно завершая ее плавные очертания.
За спиной льва помещались одна или две человеческие фигуры. Прилегающая к носу часть борта была решена в виде трех профилированных полос, скрепленных кронштейнами, имевшими обычно форму женских торсов. Загнутые кверху концы этих полос заканчивались: на верхней — скульптурным изображением мужской головы, а на средней — кариатидой, переходящей в завиток растительного орнамента. Кариатиды поддерживали четырехгранный брус, украшенный львиной маской. Все вместе образовывало фантастическую, декоративно очень выразительную композицию, великолепно оформляющую носовую часть судна.
Модель корабля «Андрей Первозванный». Носовая часть. 1758
Более разнообразным по своим изобразительным и орнаментальным мотивам было украшение кормы. На больших кораблях оно решалось обычно в виде нескольких фризовых композиций, которые поддерживали кариатиды, кронштейны или пилястры.
Орнаментика корабельной резьбы состояла из характерных для декоративного искусства первой четверти XVIII века мотивов — картушей, волют, раковин, пальметок, больших листьев типа аканта и гирлянд тюльпанчиков. Но наряду с ними большое место занимали и сюжетные композиции с изображениями морских божеств — Нептуна, Нереиды, тритонов, дельфинов, а также изображения славы, купидонов, знамен и военных атрибутов.
Эти композиции имели обычно аллегорическое значение, что является особенно характерной чертой декоративного искусства петровского времени. Темой их чаще всего служила идея мощи и военной славы русского государства, героические победы русского флота.
Сами суда окрашивались в различные цвета: желтые, черные, зеленые, а резьба покрывалась богатой позолотой.
Общие черты, характерные для всей корабельной резьбы первой половины XVIII века, получают в каждом отдельном произведении своеобразное воплощение, определяемое творческой индивидуальностью создавшего их мастера, а также формой, назначением и размерами украшаемого судна. Такое разнообразие вариантов, при общей художественной схеме, сближает эту резьбу с народным искусством.
Примером одного из вариантов такой композиции может служить чертеж корабля «Новая Надежда», «сочиненный» в 1720 году известным русским корабельным мастером того времени Г. Меньшиковым.
Те же формы резного декора, особенно характерные для корабельной резьбы первой половины XVIII века, повторяются и в убранстве отдельных судов более позднего времени, примером чего служит модель корабля «Андрей Первозванный», построенного в 1758 году.
Общий характер резного декора корабля «Андрей Первозванный», разделенного на отдельные, четко разграниченные и симметрично построенные декоративные композиции с аллегорическими изображениями и мотивами военных атрибутов, — говорит о характерных формах декоративного искусства первой четверти XVIII века. Таким образом, мы видим, что в резном декоре судов, как и во всем русском флоте, очень долго продолжали жить традиции петровского времени.
Модель корабля «Три Иерарха». Носовая часть. 1766
Наоборот, барокко середины XVIII века, породившее такой блестящий расцвет декоративной резьбы в дворовом и церковном строительстве, гораздо слабее отразилось на корабельной резьбе, где это стилистическое направление приняло сравнительно очень скромные и сдержанные формы.
Одними из немногих сохранившихся образцов такого типа резьбы являются украшения модели корабля «Три Иерарха», построенного в 1766 году. Декоративные формы свободно располагаются на украшаемой поверхности, отдельные их элементы, прихотливо изгибаясь, нарушают линии карнизов и профилированных тяг. На корме дана широко распространенная в декоративной резьбе середины XVIII века композиция, состоящая из двух полуобнаженных женских фигур, помещенных по сторонам крупного картуша. Однако элементы стиля выражены здесь довольно слабо. Все построение резьбы остается спокойным и уравновешенным, далеким от асимметричных, полных динамики декоративных композиций, характерных для дворцовой резьбы того времени. Нос судна украшен скульптурой стоящего воина в шлеме и развевающемся плаще.
Фигура его прекрасно сочетается с формами корабля, причем плавные очертания изогнутых бортов последнего как бы повторяются в мягком изгибе тела воина.
Помещение на носах судов скульптурных изображений воинов, героев или богов, обычно взятых из античной мифологии, особенно характерно для корабельной резьбы второй половины XVIII века, когда подобные изображения почти полностью сменяют декоративные композиции с изображением льва.
Вторым интересным примером корабельной резьбы, близкой к отделке «Трех Иерархов», может служить убранство галеры «Тверь». В соответствии со своим назначением (на галере «Тверь» Екатерина II в 1767 г. совершила поездку по Волге) галера была покрыта богатым резным украшением. Это единственный памятник русского судоходства XVIII века, полностью сохранившийся почти до наших дней и только несколько лет тому назад погибший во время пожара в Казани. Теперь только модель этой галеры и небольшое количество старых фотографий фрагментов резьбы позволят до некоторой степени представить себе ее первоначальный вид.
Строилась она в Твери, и ее резьба выполнялась русскими, вероятнее всего местными, тверскими резчиками.
Наиболее интересным является широкий фриз, опоясывающий кругом весь корпус галеры и украшенный накладной резьбой довольно высокого рельефа с фантастическими образами, олицетворяющими водную стихию — Нептуна, едущего на колеснице, запряженной двухголовым драконом, купидонов с рыбьими хвостами, дельфинов и т. д.
Пространство между этими изображениями заполнено растительным орнаментом. Низ фриза решен в виде условно трактованных волн. Анатомические неправильности в передаче обнаженного человеческого тела говорят о том, что создававшие этот декор резчики не являлись скульпторами-профессионалами, но зато они были прекрасными декораторами и орнаменталистами.
Изобразительные и орнаментальные композиции корабельной резьбы не выходили из русла общих художественных направлений своего времени, хотя развитие их и происходило здесь всегда несколько позднее, чем в дворцовом строительстве, а характерные черты стиля были выражены менее ярко. Вместе с тем она выполнялась русскими резчиками, ещё очень тесно связанными с народным творчеством, причем обычно не по проектам архитекторов и не под их наблюдением, а нередко совершенно самостоятельно или по чертежам корабельных мастеров. Все это определяло своеобразные особенности корабельной резьбы, ее самобытность и близость к народному искусству.
Это сказывалось и в технических приемах, так как корабельная резьба, подобно народной, выполнялась прямо в дереве, без восковых моделей, что требовало от резчика большого профессионального мастерства, твердой и уверенной руки, но вместе с тем придавало его произведениям особую свежесть и сочность.
На развитие форм корабельной резьбы большое влияние имела также специфика ее назначения. Рассчитанная на рассмотрение с далеких расстояний, резьба эта должна была обладать крупным декоративным складом, выразительной и лаконичной трактовкой форм. Корабельные резчики прекрасно решали эти сложные задачи. Декоративность, характерная для их творчества и во многом идущая от народного искусства, так же как некоторая упрощённость в передаче изобразительных и орнаментальных мотивов, грубоватые, но сочные формы резьбы — все это прекрасно соответствовало назначению резного убранства судов. Даже отдельные сохранившиеся фрагменты корабельной резьбы говорят о том, какими блестящими декораторами, обладавшими ярким и самобытным талантом, были многие из выполнявших ее безвестных русских мастеров.
***
Ирина Бибикова, искусствовед. Публикуется по журналу «Декоративное искусство СССР», № 6 за 1959 год.
***
Больше про книги и интересные находки вы найдете в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!