Русская мебель XVI века

В рубрике «Электроархив» мы републикуем знаковые статьи и материалы об искусстве, архитектуре, истории и культуре из оцифрованных изданий «Электронекрасовки».

От русской мебели XVI века в музеях нашей страны сохранилось всего несколько предметов. В основном это кресла. Их объединяет строгая простота и монументальность формы, одинаковое общее конструктивное решение. Своеобразное членение основания несет и конструктивную и декоративную нагрузку и говорит о связях c более древними образцами мебельного мастерства. Высота ножек трех кресел превышает обычную (у четвертого ножки отпилены). Необычная высота кресел, вероятно, придавала им особое значение в интерьере, а простота их декоративного убранства, близкая народному искусству, позволяет предполагать связь этих вещей с церковно-монастырским бытом.

Московский князь Симеон Гордый на миниатюре 2-й половины XVI в. из Жития Сергия Радонежского. Рукописный отдел РГБ

В то время дерево, легкое в обработке простейшими инструментами, было основным поделочным материалом для изготовления мебели.

Но оно легко горело, гнило и быстро разрушалось от повседневного употребления. Частые пожары в древних русских городах истребили множество предметов старины, в том числе и мебель — основу убранства домов.

Кроме нескольких подлинных предметов мебели XVI века, существуют еще изображения двух стульев, датированных XVI столетием, уже не существующих в настоящее время. Эти незаслуженно забытые изображения являются важнейшими источниками для изучения некогда существовавших интереснейших памятников древнерусского быта и мебельного искусства.

Гравюра из книги Адама Олеария. Прием русским царем немецкого посольства

Деталь гравюры с изображением царского трона

Впервые репродукции этих двух предметов были изданы в 1910 году; судя по аннотациям, они входили в состав коллекции Смоленского музея. Даже беглое знакомство с изображениями говорит о том, что оба предмета тесно связаны с западноевропейским и византийским искусством XII—XIII столетий.

Один из стульев — архаичной формы, выполненный древнерусским мастером из массивных резных брусков, — в своем декоративном убранстве особенно подвергся влиянию искусства Византии. Перед нами, по сути, единственный существовавший до ХХ столетия, совершенно уникальный предмет русской старины, украшенный наподобие древних византийских седалищ.

Его рельефные резные детали подражают вставкам из больших и малых драгоценных камней. Небольшие округлые выступы, редко раскинутые на боковых устоях спинки и на задней проножке, представляют крупные «камни». Малые сделаны в виде мелких четырехугольных порезок, обрамляющих края брусков и формы крупных «камней». Была ли резьба этого стула дополнена подкраской, имитирующей цвет реальных драгоценностей, мы, к сожалению, не знаем.

Резной стул XVI в. в стиле искусства Византии. Репродукция из альбома А. Бобринского

Кроме резьбы, поверхность стула украшена рельефными ромбовидными накладками из дерева или другого материала. Правильность нашего определения декоративных деталей на изображении этого стула подтверждается тем, что с древнейших времен на Востоке и в Западной Европе было принято украшать троны правителей и избранные предметы парадной дворцовой обстановки драгоценными камнями, пластинками из золота и серебра, слоновой кости, перламутра и других редких материалов. Примером тому могут служить предметы византийского искусства и более поздние троны русских царей XVI — XVII веков, хранящиеся в Оружейной Палате Московского Кремля. Очень интересны в этом отношении оlна из миниатюр и текст Хронографического лицевого сборника конца XVI века: «...и почти его Ирод великими дары. 70 таланть же ему, и столъ златъ съ драгим камениемъ устроенъ...»

Кресло XVI в. Краеведческий музей. г. Углич.

На миниатюре, иллюстрирующей эти строки, изображена вереница слуг, несущих дары царя Ирода: шкатулки, доверху наполненные монетами, и стол, украшенный «драгим камениемъ». По форме и конструкции он характерен для быта и русского мебельного искусства XVI столетия, а усыпающие его драгоценные камни нарисованы кружками, ромбами, треугольниками, так, как их принято было изображать в древнерусских миниатюрах и иконописи, на драгоценных одеждах и в священных книгах.

Резной стул XVI в. в стиле раннего европейского средневековья. Репродукция из альбома А. Бобринского

Подчеркнутая нарядность в украшении задней стороны спинки исследуемого нами стула не случайна. Такая форма и декоративная отделка избранных предметов мебели княжеского быта, бесспорно, были известны в прикладном искусстве Киевской Руси. Подражая роскошным византийским образцам мебели, русские резчики простыми средствами достигали нужного эффекта, а традиционность, присущая древнерусскому быту и искусству, сохранила эти древнейшие формы для последующих столетий. Подобное декоративное решение предмета заставляет предположить, что он занимал центральное место в интерьере.

На другой репродукции также представлено седалище, предназначенное для центрального местоположения в интерьере. Его форма и декоративные детали теснейшим образом связаны с романским мебельным искусством европейского средневековья XII — XIII веков. Об этом свидетельствует членение всех сторон основания стула с помощью проножек не только по горизонтали, но и посредством прямоугольных брусков по вертикали. Подобные детали, имеющие конструктивное и декоративное значение, встречаются на старинных образцах мебели как в странах южной и центральной Европы, так и на её северных окраинах —в Швеции и Норвегии. Они получили распространение и в мебельном искусстве Древней Руси, сохранившись в XVI и XVII столетиях. Узор решетчатой спинки этого стула состоит из тонких прямоугольных планок, образующих простейшие геометрические фигуры. Точеные балясины составляют его нижний фриз. Задняя и боковая стороны рамы сидения украшены небольшими полукруглыми прорезями, обрамленными узкой полосой выемчатой резьбы в виде треугольников. Подобные несложные украшения с резным обрамлением и без него можно видеть на резном фризе церковной скамьи XII— XIII веков (Испания) и на миниатюрах Лицевого Летописного свода второй половины XVI века. Кроме того, на задней стороне стула имеются декоративные детали в виде стержня с треугольным навершием. В прямоугольных просветах на нижней проножке они укреплены навершием вверх, а в полукруглых вырезах рамы сидения напоминают висящие кисти. Эта простая деталь, грубо вырезанная, а возможно, и тесанная топором, очень выразительна; можно предположить, что при ее изготовлении использован один из древнейших несложных приемов обработки дерева, применявшийся в мебельном мастерстве.

Кресло. Конец XVI в. ГИМ

Анализ двух репродукций показывает, что если бы мы вместо изображений располагали подлинными вещами, то, вероятно, их датировка изменилась, сдвинувшись в глубь веков: к XV — XIV столетиям, а, возможно, и к XIII.

***

Почти полное отсутствие подлинных вещей русской мебели XVI века заставляет обращаться к древнерусской миниатюре, остающейся важнейшим источником для изучения ряда областей материальной культуры, в том числе и древнерусской мебели. Одно из ценнейших качеств миниатюры XVI века—реалистические рисунки деталей предметов из различных областей быта.

Так, например, при изображении мебели на некоторых миниатюрах даны детали скамей, седалищ, кроватей и особенно столов, в которых четко определена форма, подчеркнуты особенности конструктивного решения, отмечены декоративные подробности, нашедшие отражение в более поздних подлинных вещах XVII века. Эти качества русской миниатюры XVI века особенно проявились в иллюстрациях наиболее ярких исторических произведений, описывающих действительно происходившие события и жизнь известных исторических лиц. Среди них, в первую очередь, необходимо отметить Лицевой Летописный свод второй половины XVI века и Житие Сергия Радонежского конца XVI столетия.

Кресло. Конец XVI в. Краеведческий музей. Смоленск

Дополняет миниатюры другой вид изобразительных источников — монеты, в большинстве своем четко и определенно датированные, но до сих пор не использованные для раскрытия тех областей материальной культуры, от которых не сохранилось подлинных вещественных памятников.

В свете такого комплексного изучения древних источников для определения мебели XVI века важное значение имеет для нас одна из иллюстраций Жития Сергия, на которой изображен московский князь Симеон Гордый (1340—1353), сидящий на троне. Это седалище поддерживают скульптурные фигуры двух стилизованных птиц. Они изображены на миниатюре настолько достоверно, что, можно предположить, отражают облик великокняжеского престола, существовавшего на Руси. Появление подобных скульптурных деталей на тронах XV — XVI веков вполне реально, потому что на Руси с древнейших времен было развито искусство каменной и деревянной скульптуры.

Из светских образцов такой скульптуры наиболее известны вырезанные из дерева фигуры зверей, на которых покоится царское место Ивана Грозного в Успенском соборе Московского Кремля (1551). В культовой скульптуре — это образы Параскевы Пятницы и Георгия Победоносца, имевшие ярко выраженный народный характер.

Кресло. Конец XVI в. Государственный историко-художественный музей-заповедник. Загорск

Относительно миниатюры с изображением трона Симеона Гордого можно высказать и другое предположение: что художник перенес со старой миниатюры в Житие Сергия изображение подлинного трона, запечатленное в книгах XIV — XV веков, не дошедших до нас. Русский нумизматический материал первой половины XV века также в этой связи очень интересен для нас. На монетах Галицкого и Московского удельных княжеств четко дано условное изображение князя, сидящего на троне, который держат фигуры стилизованных зверей.

Схема этой композиции точно повторяет изображение трона на миниатюре Жития Сергия XVI века.

В обоих произведениях князь как бы восседает на спинах скульптурных фигур, в одном случае — птиц, в другом — зверей. Композиционное сходство этих изображений полное. Создается впечатление, что на монетах и на миниатюре подчеркнуты самые яркие детали тронов, когда-то существовавших в действительности.

Галицкие князья — правнук и праправнук Ивана Калиты, сын и внук Дмитрия Донского — претендовали на московский великокняжеский «стол». Поэтому эмблемой для своих монет они взяли схематичное изображение, вероятно, хорошо известного в то время на Руси, древнего московского великокняжеского престола, восходящего к временам Симеона Гордого. Этим подчёркивались их прямые наследственные связи с Москвой и право на владение московским княжеством.

Самые ранние монеты с такой эмблемой были выпущены в 1389 — 1434 годах галицким князем Юрием Дмитриевичем, а с 1434 по 1453 год такие монеты чеканил его сын — князь Дмитрий Юрьевич Шемяка. И тот и другой в разное время захватывали на короткий срок московский престол, изгоняя князя Василия Темного. Утвердив себя после долгой междоусобной борьбы на московском престоле, Василий Темный в 1440—1462 годах стал чеканить монеты, используя эмблему галицких князей; этим он подтверждал свое законное и наследственное право на великокняжеский московский престол.

Прорисовка изображения на монете Галицкого княжества 1-я половина XV в.

По-видимому, эмблему с изображением реально существовавшего когда-то трона первых московских князей присваивали то один, то другой претенденты на московский престол. На основе этих убедительных свидетельств можно заключить, что древнейший трон московских князей был украшен скульптурами зверей и птиц. Подтверждением служит также третье изображение — гравюра из книги Адама Олеария, изданной в Германии в середине XVII века.

Олеарий посетил Москву в 1684—1635 годах, то есть на двести лет позднее чеканки монет и через сто лет после появления миниатюры.

Несмотря на такой разрыв во времени, форма и декоративные детали трона царя Алексея Михайловича, зарисованные с натуры путешественником-иностранцем, полностью повторяют форму и детали тронов московских князей XIV — XVI столетий. На немецкой гравюре XVII века трон русского царя держат на своих спинах большие резные скульптуры птиц, судя по описанию, украшенные резьбой, позолотой и серебрением. Таким образом, одни и те же конструктивные и декоративные детали трона оказались зафиксированными в изобразительном материале на протяжении XV, XVI, XVII веков. Это достаточное доказательство того, что в основу двух ранних изображений были взяты реально существовавшие на Руси предметы княжеского быта и мебельного искусства.

Миниатюра, монетный знак и гравюра, дополняя друг друга, стали ценными историческими источниками в изучении мебели XVI века.

***

Автор: Зоя Попова. Публикуется по журналу «Декоративное искусство СССР», № 3 за 1972 год.

***

Больше про книги и интересные находки вы найдете в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!